История

Немного истории института

В начале 1930-х годов, когда в нашей стране осуществлялась индустриализация, создавались новые отрасли промышленности, особенно остро встал вопрос подготовки инженерных кадров. В 1932 году в городе Рыбинске при моторостроительном заводе был открыт Рыбинский авиационный институт. В соответствии с потребностями базового завода и авиамоторостроительного производства страны в целом, при организации института на него была возложена подготовка инженеров по конструированию моторов, а также инженеров-технологов для моторостроения в области обработки металлов резанием, термической обработке, литейному делу. С первых дней в институте началась подготовка инженеров по двум специальностям: технология холодной обработки металлов и производство авиадвигателей. Подразделений, именуемых факультетами, в период работы института в Рыбинске не существовало, соответственно не существовало и должностей деканов. Функции факультетов по руководству учебной работой выполняли «Отделение холодной обработки металлов» и «Отделение авиационных двигателей». Также не было и единого руководства, организации и финансирования научной работы, преподаватели вели исследования независимо друг от друга или объединялись в небольшие группы. В 1941 году институт был эвакуирован в Уфу, а в 1942 году Рыбинскому авиационному институту было присвоено наименование Уфимский авиационный институт им. Орджоникидзе (УАИ).

В крайне тяжелых условиях институт продолжал работу. Организационная структура «Факультет» впервые появилась в Уфе в 1942 году. Первым деканом нового, единого моторостроительного факультета, объединившего все специальности, был С.И.Куликов. В 1944 году из моторостроительного факультета выделился самостоятельный факультет станков и холодной обработки металлов, ныне факультет авиационно-технологических систем (ФАТС). В 1946 году моторостроительный факультет был переименован в факультет авиационных двигателей (ФАД), из которого позднее выделились другие факультеты. ФАД существовал под этим названием до 2015 года, ныне это факультет авиационных двигателей, энергетики и транспорта (ФАДЭТ). С основания УАИ специалистов по моторостроению готовила кафедра моторостроения, которая в 1944 году была переименована в кафедру теории и конструкции авиационных двигателей. В 1958 году кафедра теории и конструкции авиационных двигателей была поделена на две самостоятельные - кафедру теории авиационных двигателей и кафедру конструкции авиационных двигателей.

Создание кафедры ДВС

В связи с организацией на Уфимском моторостроительном заводе производства двигателей автомобиля "Москвич-412" возникла необходимость в специалистах в области ДВС. С учетом этого, в 1968 году на кафедре конструкции авиационных двигателей был образован сектор ДВС и началась подготовка инженеров по специальности ДВС. В 1972 году из кафедры конструкции АД выделилась самостоятельная кафедра «Двигатели внутреннего сгорания». Первый выпуск инженеров по специальности ДВС состоялся в 1973 году, было выпущено 39 инженеров. В 1974 году состоялся первый выпуск вечернего отделения.

Преподавателями и сотрудниками кафедры ДВС в первые годы ее существования стали:

Каримов Рабис Хурматович - к.т.н., доцент, первый заведующий кафедрой ДВС;

Рудой Борис Петрович - к.т.н., доцент, впоследствии д.т.н., профессор, заведующий кафедрой ДВС с 1982 г. по 2006 г.;

Захаров Лев Анатольевич - к.т.н., доцент, впоследствии д.т.н., профессор НГТУ;

Якупов Радик Гиззатович - к.т.н., доцент, впоследствии д.т.н., профессор кафедры СМ УГАТУ;

Рафиков Олег Сунгатович - к.т.н., доцент;

Одяков Н.Н. - к.т.н., доцент;

Хитрюк - к.т.н., доцент;

Данилов Иван Николаевич - к.т.н., доцент;

Бакиров Федор Гайфуллович - к.т.н., доцент, впоследствии д.т.н., профессор, заведующий кафедрой АТ и Т УГАТУ;

Трушин Владимир Алексеевич - к.т.н., доцент, впоследствии д.т.н., профессор кафедры АТ и Т УГАТУ;

Цирельман Наум Моисеевич - к.т.н., доцент, впоследствии д.т.н., профессор кафедры АТ и Т УГАТУ;

Габбасов Урал Габбасович - к.т.н., доцент;

Михайлов Вячеслав Дмитриевич - к.т.н., доцент;

Никитин Рафаэль Владимирович, - к.т.н., доцент;

Сабуров Игорь Сергеевич, - к.т.н., доцент;

Хисаев Инис Абзалович, - к.т.н., доцент;

Киселев Евгений Александрович - зав. лабораторией;

Гареев Радик Гайнутдинович - инженер, зав. лабораторией;

Гришин Юрий Аркадьевич - инженер, аспирант, впоследствии д.т.н., профессор кафедры МГТУ им. Баумана;

Березин Сергей Романович, - инженер, аспирант, впоследствии д.т.н.,  ведущий научный сотрудник ЦИАМ, профессор кафедры общей физики и математики УГАТУ;

Смирнов Александр Александрович – зав. лабораторией;

Никонова Любовь Александровна, - методист.

В дальнейшем на кафедре работали следующие преподаватели:

Середа Николай Васильевич, - к.т.н., доцент;

Хамидуллин Анвар Карамуллович, - к.т.н., доцент;

Ваисов Накип Мидхатович, - к.т.н., доцент;

Валиев Шамиль Зуфарович, - к.т.н., доцент, впоследствии д.э.н., профессор;

Вахитов Юрий Рашитович, - к.т.н., доцент;

Борисов Александр Олегович, - к.т.н., доцент;

Еникеев Рустэм Далилович, - к.т.н., доцент, впоследствии д.т.н., профессор, заведующий кафедрой;

Галиев Радик Ахсанович, - к.т.н., ст. преподаватель;

Галиуллин Валерий Кимович, - к.т.н., ст. преподаватель;

Рудой Игорь Борисович, - к.т.н., доцент;

Загайко Сергей Андреевич, - к.т.н., доцент;

Гуняков Роман Анатольевич, - к.т.н., доцент;

Хисматуллин Камиль Амирович, - к.т.н., ст. преподаватель;

Дударева Наталья Юрьевна, - д.т.н., профессор;

Черноусов Андрей Александрович, - к.т.н., доцент;

Гарипов Марат Данилович, - д.т.н., профессор.

В настоящее время кафедра ведет подготовку:

1) бакалавров по направлению подготовки высшего образования 13.03.03 «Энергетическое машиностроение», профиль «Двигатели внутреннего сгорания». Срок обучения – 4 года, очная форма и 5 лет - заочная. 

2) магистров  по направлению подготовки высшего образования 13.04.03 «Энергетическое машиностроение», профиль «Проектирование и моделирование поршневых и комбинированных двигателей». Срок обучения – 2 года.

3) Инженеров по специальности 23.05.01 «Наземные транспортно-технологические средства», специализация «Автомобильная техника в транспортных технологиях». Срок обучения – 5 лет. 

На кафедре ведется подготовка специалистов высшей квалификации. Подготовлено около 20 кандидатов технических наук, два выпускника кафедры защитили докторские диссертации. Сегодня коллектив преподавателей кафедры составляет 18 человек. Кафедра располагает  учебно-научными лабораториями, в которых ведется учебная и научная работа, работают 7 студенческих научно-исследовательских лабораторий и 2 студенческих конструкторских бюро.

 

Краткая историческая справка

1932 г. - Создается Рыбинский авиационный институт (РАИ).

1941 г. - РАИ перебазируется в Уфу.

1942 г. - РАИ переименовывается в Уфимский авиационный институт. Создается моторостроительный факультет (МФ).

1946 г. - МФ переименовывается в факультет авиационных двигателей.

1958 г. - Создаются кафедры Теории авиационных двигателей и Конструкции авиационных двигателей.

1968 г. - В составе кафедры Конструкции авиационных двигателей образован сектор ДВС.

1972 г. - Из кафедры Конструкции авиационных двигателей выделена кафедра Двигатели внутреннего сгорания. Кафедру возглавляет Р.Х. Каримов.

1973 г. - Первый выпуск инженеров-механиков по двигателям внутреннего сгорания.

1974 г. - Первый выпуск вечернего отделения.

1979 г. - Открыта аспирантура.

1982  г. – Кафедру возглавляет Б.П. Рудой.

1984 г. - Начато обучение по разработанной на кафедре Функционально-целевой технологии подготовки специалистов.

1991 г. - Открыта докторантура.

1993 г. - Переход на многоуровневую систему образования.

1997 г. - Первый выпуск бакалавров.

1999 г. - Первый выпуск магистров.

2001 г. - Кафедра признана лучшей кафедрой ДВС в системе министерства образования РФ.

2006 г. - Кафедру возглавляет Р.Д. Еникеев.

2008 г. - Кафедра становится одной из базовых в составе учебно-научно-инновационного центра «Проектирование и эксплуатация двигателей и энергоустановок», созданного в рамках Инновационной образовательной программы.

2011 г. - Кафедра начинает подготовку бакалавров по направлению «Технология транспортных процессов», профиль «Организация и безопасность движения».

2011 г. - Кафедра начинает подготовку бакалавров в филиале УГАТУ в г. Ишимбай.

2015 г. - Создается инновационная компания, ООО "Двигатели для авиации", состоящая из сотрудников и выпускников кафедры ДВС.

2015 г. - Создается СКб "Формула студент" при кафедре ДВС.

2017 г. - Кафедра выигрывает грант в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 - 2020 годы»

2019 г. - На кафедре защищается первая женщина-доктор технических наук по специальности "Нанотехнологии и наноматериалы"

2021 г. - Кафедра начинает подготовку инженеров по специальности 23.05.01 «Наземные транспортно-технологические средства», специализация «Автомобильная техника в транспортных технологиях».