Рудой Б.П.

Рудой Борис Петрович

Десятилетия это имя неразрывно связано с нашим университетом. Педагог, создавший уникальную систему подготовки специалистов. Конструктор, чьи изделия вызывали удивление и восторг. Организатор, создавший структуры поддержки и развития образовательного, научного и инновационного процессов. Ученый, внесший огромный вклад в теорию и практику двигателестроения. Во всех этих качествах он далеко опередил свое время.

 

Своим главным призванием Б.П. Рудой считал науку. Авиадвигателист по образованию, он достаточно рано определил сферу своих интересов – поршневой ДВС. В этом выборе проявился максимализм Б.П. Рудого. Он брался за решение только самых важных и самых сложных задач. Поршневой ДВС представлялся ему уникальным по значению и перспективам творением человеческой мысли и одновременно средоточием сложнейших физических явлений, пониманию и организации которых он решил посвятить себя.

 

Б.П. Рудой внес вклад в развитие наиболее сложного раздела теории двигателей – нестационарной газовой динамики. Этой тематике посвящены его кандидатская и докторская диссертации. В ранний период своей деятельности им организована лаборатория нестационарной газовой динамики, основой которой явился генератор волн конечной амплитуды – экспериментальная установка, позволившая исследовать нестационарные газодинамические процессы в системах впуска и выпуска ДВС, органах газообмена и рабочей камере. Исследования, проведенные Б.П. Рудым в этот период совместно с учениками, впоследствии кандидатами и докторами наук, позволили сформулировать теорию газообмена поршневого ДВС. В многочисленных печатных работах развита методология описания нестационарных (волновых) процессов в газовоздушных трактах ДВС моделями, прямо следующими из законов сохранения. Им экспериментально исследованы закономерности и теоретически разработаны, на основе обобщения задачи о распаде разрыва, модели взаимодействия нестационарного потока с различными элементами трубопроводных систем, что и позволило создать высоко достоверные методы моделирования на ЭВМ нестационарных гидрогазодинамических процессов. Понимание сущности волновых явлений легло в основу взглядов Б.П. Рудого на способы правильной организации процессов газообмена, их влияние на рабочий процесс и конструкцию ДВС в целом. Созданный им подход к моделированию и оптимизации процессов газообмена в ДВС позволил сформулировать теоретические положения, на основе которых нестационарные газодинамические эффекты должны использоваться для повышения показателей двигателей. Фундаментальность и универсальность разработанных Б.П. Рудым теоретических положений и математических моделей позволили ему и его школе создать десятки уникальных и эффективных конструкций не только двигателей и энергоустановок, но и пневмогидравлических систем в смежных областях. Его учебные пособия “Прикладная нестационарная газовая динамика” и “Теория газообмена ДВС” нисколько не потеряли своей актуальности и в настоящее время.

 

Б.П. Рудого отличало поразительное умение понимать, а иногда и чувствовать двигатель во всем многообразии сложнейших внутренних связей, нефрагментарное, глубоко целостное представление двигателя как единого целого. Задачи, которые он ставил аспирантам, охватывали все актуальные вопросы двигателестроения. Результаты исследований Б.П. Рудого и его учеников реализованы в широко известной системе имитационного моделирования «АЛЬБЕЯ», с использованием которой проектировались и доводились многие отечественные двигатели, в том числе оборонного назначения. Система моделирует все основные процессы, происходящие в ДВС: процессы газообмена, процессы при закрытых органах газораспределения (воспламенение и горение), силы и их распределение по элементам двигателя, трение и износ в трущихся парах, процессы теплообмена, гидродинамические процессы в смежных системах, вибрацию и шум двигателя. Система имитационного моделирования «АЛЬБЕЯ» обеспечивает расчетное определение интегральных показателей двигателя на стадии проектирования с погрешностью в единицы процентов, что уникально для мирового двигателестроения. В работе над «АЛЬБЕЕЙ» проявились замечательные организаторские способности Б.П. Рудого, своей энергией и талантом сумевшего объединить множество специалистов различного профиля, а также его способность доводить до конечного результата любое начатое дело.

 

Примером этому могут служить и «сапоги-скороходы», прошедшие путь от фантастической студенческой идеи до всемирно известного брэнда, ставшие визитной карточкой не только кафедры Б.П. Рудого, но и вуза.

 

Работая в одной из наиболее сложных областей двигателестроения, Б.П. Рудой постоянно занимался глобальными вопросами дальнейшего развития этой области знаний, энергомашиностроения и энергетики в целом. Глубокое понимание физики процессов в поршневых ДВС, системный взгляд на двигатель и его место в техносфере, опыт конструирования, доводки и испытаний двигателей, полученный им в период работы на ВАЗе главным конструктором КБ роторно-поршневых двигателей, позволили Б.П. Рудому сформулировать концепцию перспективного поршневого ДВС и развернуть работы в обоснование концепции. Концепция основана на убеждении Б.П. Рудого, что предпочтение должно отдаваться таким искусственным объектам, которые вписываются в естественный кругооборот веществ в природе. В то же время жизненный цикл самого объекта должен представлять замкнутый технологический цикл, не нарушающий природного равновесия биосферы. Исходя из этих принципов, концепция перспективного поршневого ДВС сформулирована Б.П. Рудым следующим образом:

- тип двигателя – двухтактный с кривошипно-камерной продувкой и использованием нестационарных газодинамических процессов в газовоздушном тракте;

- рабочий процесс – многотопливный с возможностью сжигания топлив растительного происхождения – спиртов, биогазов, масел; оптимальная (11…15) степень сжатия; подача топлива непосредственно в рабочую камеру после завершения газообмена; использование воды как компонента рабочего тела; выделение воды из отработавших газов двигателя; воспламенение искровое, многозонное;

- смазывание поверхностей трения водой;

- охлаждение внутренних поверхностей рабочей камеры водой или охлаждающей жидкостью на ее основе;

- подавление образования токсичных продуктов сгорания непосредственно в рабочей камере;

- обеспечение простейших технологий утилизации двигателя за счет его изготовления преимущественно из одного материала.

 

В обоснование концепции Б.П. Рудым и его коллегами были разработаны научные основы создания типоразмерного ряда двухтактных двигателей с противоположно движущимися поршнями в диапазоне мощностей до 1000 кВт, изготовлены две модели двигателей этого ряда, проведены исследования по разработке единых технологических баз создания нового поколения двигателей, включающие технологию подачи малой цикловой дозы топлива и ее воспламенение, технологию модифицирования поверхностей деталей из алюминиевых сплавов для повышения износостойкости, технологии использования воды в качестве смазывающего материала, агента внутреннего охлаждения и компонента рабочего тела, технологию определения циклового заполнения рабочей камеры воздухом для целей управления двигателем за счет подачи топлива в том же цикле. В этот период Б.П. Рудым и его учениками теоретически обоснована и экспериментально подтверждена принципиальная возможность осуществления эффективного рабочего процесса на водных растворах этанола и возможность осуществления пуска двигателя на этом топливе при низких температурах, что является уникальным результатом мирового значения. Показано, что при работе на спиртоводовоздушной смеси и использовании смазки деталей двигателя водой возможно получение ДВС с практически нулевой токсичностью отработавших газов, т.е. не уступающего по экологическим показателям топливным элементам, работающим на водороде. При этом по другим показателям, таким как пусковые качества, стоимость, динамические характеристики, удельные показатели по весу и габаритам и т.д., ДВС на водных растворах этанола заметно их превосходят. Результаты исследований находятся в полном соответствии с тенденциями развития мировой энергетики и обеспечивают постепенную переориентацию экономики на альтернативные источники энергии, снижение энергопотребления, выбросов углекислого газа и токсичных компонентов, модификацию всей системы добычи, переработки и поставок ископаемых топлив.

 

В научной работе Б.П. Рудой видел не только способ удовлетворения творческих амбиций ученого, но и мощнейшее средство воспитания. Именно идея объединения образовательного, научного и инновационного процессов легла в основу разработанной им функционально-целевой технологии подготовки специалистов (ФЦТПС).

 

Анализ основных требований к качеству выпускаемых специалистов, проведенный Б.П. Рудым и сотрудниками его кафедры, показал, что они сводятся к одному главному – готовности выпускников самостоятельно принимать решения в нештатных ситуациях, т.е. решать творческие, нестандартные задачи. Нестандартная задача в условиях подготовки специалистов технического профиля может быть выбрана лишь в рамках научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ. Таким образом, она обязательно будет связана с перспективой развития науки и техники в соответствующем направлении. При этом, учитывая достаточно большую учебную составляющую в обязательном решении нестандартной задачи, у выпускающей кафедры появляется возможность широко практиковать задание студентам уже на первом курсе рискованных поисковых задач, которые в условиях производства реализовать маловероятно. Кафедра же, целенаправленно и планово работающая по формированию банка поисковых, научных и опытно-конструкторских заданий и соответствующим образом организовавшая работу преподавателей и научных сотрудников, может сделать значительный задел перспективных научно-технических решений. ФЦТПС позволила кафедре легко перейти на многоуровневую систему высшего образования. Пятнадцать выпусков специалистов, сделанные кафедрой по этой технологии, убедительно показывают эффективность ФЦТПС: все выпускники к окончанию вуза получают предложения работать по специальности, хорошо адаптируются на рабочих местах. Идеи, заложенные Б.П. Рудым в ФЦТПС, могут быть практически реализованы на всех направлениях подготовки технических специалистов. Успешный опыт использования ФЦТПС в учебном процессе показывает, что есть практическая база для уточнения идеологии образовательных стандартов. Необходимо сместить в них акценты с освоения в учебном процессе методов решения стандартных задач на методы решения нестандартных (научных, опытно-конструкторских, технических, организационных). Внешний контроль должен в первую очередь оценивать именно эту сторону в подготовке специалистов в высшей школе.

 

На кафедру ДВС УГАТУ к Б.П. Рудому приезжали специалисты из многих развитых стран мира за опытом, передовыми идеями и уникальными конструкциями двигателей, энергоустановок, пневмомеханических и биотехнических агрегатов и устройств, за новыми методами проектирования и исследования двигателей, новыми методами организации учебного процесса. Научная общественность России по праву признала его выдающиеся достижения в теории и практике отечественного двигателестроения, избрав его членом-корреспондентом Российской Академии естественных наук, действительным членом академии транспорта России, присвоив ему почетные звания «Заслуженный деятель науки Российской Федерации», «Заслуженный деятель науки Республики Башкортостан». Сам он с иронией относился к знакам признания, оставаясь простым в общении, доброжелательным, предельно ответственным и требовательным. Замечательным Человеком. Выдающимся Ученым. Настоящим Российским Профессором.

 

Борис Петрович Рудой будет жить в предложенных им идеях, осуществленных технических разработках, на страницах учебников и монографий, в благодарной памяти его учеников и коллег, реализующих и развивающих его богатейшее творческое наследие.

 

Краткая биография

 

Рудой Борис Петрович, родился 4 апреля 1941 года в г. Днепропетровске. В 1963 г. окончил Уфимский авиационный институт, квалификация – инженер-механик, специальность – авиационные двигатели. Во время учебы самостоятельно разработал и испытал роторно-поршневой двигатель. С 1963 г. работал в УАИ, ныне УГАТУ. В 1980-1982 гг. работал главным конструктором Специального конструкторского бюро роторно-поршневых двигателей Волжского автомобильного завода. Работал проректором УАИ по научной работе. Являлся заведующим кафедрой ДВС УГАТУ с 1982 г. по 2006 г. Инициатор создания и внедрения функционально-целевой технологии подготовки специалистов.

 

Направления научных исследований: нестационарные процессы в сплошных средах, моделирование рабочих процессов ДВС, закономерности развития техники и перспективы развития поршневых ДВС. Подготовил 18 кандидатов наук, два ученика защитили докторские диссертации. Научных трудов – более 160, патентов – более 50, монографий – 3, учебно-методических работ – более 30, учебных пособий – 9.

 

Профессор, доктор технических наук, Заслуженный деятель науки и техники Российской Федерации, Заслуженный деятель науки и техники Республики Башкортостан, член-корреспондент Российской академии естественных наук, академик Академии транспорта Российской Федерации.

 

Умер 10 февраля 2006 г.

 

Список основных публикаций

 

1. Рудой Б.П. Конструктивная разработка мультипликатора. - УАИ, 1965. - 44 с.

2. Рудой Б.П. Расчет параметров газа в выхлопной системе двигателя внутреннего сгорания. / Труды УАИ, выпуск 9, 1967.

3. Рудой Б.П. Об интенсивности волны сжатия в выхлопной трубе двигателя внутреннего сгорания. / Труды УАИ, выпуск 9, 1967.

4. Рудой Б.П. К расчету параметров выпускного импульса. / Труды УАИ, выпуск 10, 1968.

5. Рудой Б.П. Влияние времени открытия окна на интенсивность сжатия. / Труды УАИ, выпуск 10, 1968.

6. Рудой Б.П. Течение газов во впускной и выпускной системах двигателя. - ИВУЗ: Машиностроение, № 12, 1969.

7. Рудой Б.П., Гришин Ю. Газодинамические функции для одномерных изоэнтропических нестационарных течений газа. / Труды УАИ, выпуск 11, 1969.

8. Рудой Б.П. Влияние некоторых конструктивных параметров выпускной системы на глубину разрежения в цилиндре. / Труды УАИ, выпуск 11, 1969.

9. Рудой Б.П. Исследование возможностей увеличения максимальной мощности автомобильного двигателя мод.412 до 85л.с. путем улучшения процессов газообмена. - УАИ, 1970. - 58 с.

10. Рудой Б.П. Определение оптимальных размеров газовоздушного тракта двигателя по заданным силовым характеристикам. - УАИ, 1971. - 67 с.

11. Рудой Б.П. Определение оптимальных размеров газовоздушного тракта и оборотов для двигателя литровой мощностью 100 л.с. - УАИ, 1971. - 74 с.

12. Рудой Б.П. Анализ характеристик двигателя ЭСО ДТ-500. - УАИ, 1971. - 51 с.

13. Рудой Б.П. Ударная труба для динамической тарировки датчиков. - УАИ, 1972. - 42 с.

14. Рудой Б.П. Исследование возможностей измерения импульсных давлений амплитудой до 5000 кг/см2. - УАИ, 1973. - 34 с.

15. Рудой Б.П., Каримов Р.Х., Михайлов В.Д. Методические указания к дипломному проектированию по специальности “Двигатели внутреннего сгорания”. - Уфа: УАИ, 1973. - 52 с.

16. Рудой Б.П., Каримов Р.Х., Михайлов В.Д. Инструкция по оформлению дипломных проектов для студентов дневного и вечернего отделений специальности 0523. - Уфа: УАИ, 1973. - 34 с.

17. Рудой Б.П., Гришин Ю.А. О взаимодействии простых волн с контактной поверхностью. / Теория и рабочие процессы двигателей летательных аппаратов. Труды УАИ, выпуск 96,1973.

18. Рудой Б.П. Влияние длины трубопровода на время опорожнения сосуда. / Теория и рабочие процессы двигателей летательных аппаратов. Труды УАИ, выпуск 96,1973.

19. Рудой Б.П. О законах сохранения при расчете процессов наполнения и опорожнения рабочих объемов двигателей со сгоранием по V=Const. / “Элементы теории рабочих процессов ДВС”. Труды УАИ, выпуск 82, 1974.

20. Рудой Б.П. Анализ газовоздушного тракта двигателя “Буран”. - УАИ, 1974.

21. Рудой Б.П. К расчету процессов наполнения и опорожнения рабочих объемов двигателей внутреннего сгорания. / “Элементы теории рабочих процессов ДВС”. Труды УАИ, выпуск 82,1974.

22. Рудой Б.П., Виноградов В.В., Гришин Ю.А. Отражение волн конечной амплитуды от открытого конца трубопровода. / “Элементы теории рабочих процессов ДВС”. Труды УАИ, выпуск 82, 1974.

23. Рудой Б.П., Виноградов В.В. Влияние близости стенки на отражение волн конечной амплитуды от открытого конца трубопровода. / “Элементы теории рабочих процессов ДВС”. Труды УАИ, выпуск 82, 1974.

24. Рудой Б.П. К вопросу о коэффициенте расхода в нестационарном потоке газа. / “Элементы теории рабочих процессов ДВС”. Труды УАИ, выпуск 82, 1974.

25. Рудой Б.П., Гончаренко В.А., Виноградов В.В. Влияние площади выпускного трубопровода на время опорожнения сосуда. / “Прикладная механика”, Киев 1975..

26. Рудой Б.П. Разработка схемы и определение основных размеров глушителя к двигателю. - УАИ, 1975. - 45 с.

27. Рудой Б.П. О механизме динамических явлений во впускной и выпускной системах ДВС. / Межвузовский научный сборник “Элементы теории рабочих процессов ДВС” № 1, УФА, 1976.

28. Рудой Б.П. О выборе схемы впускной и выпускной систем ДВС. / Межвузовский научный сборник “Элементы теории рабочих процессов ДВС” № 1, УФА, 1976.

29. Рудой Б.П., Вахитов Ю.Р., Глухов К.В., Шалангов К.С. Экспериментальное исследование отражения волн конечной амплитуды от отверстия в трубопроводе. / Межвузовский научный сборник “Элементы теории рабочих процессов ДВС” № 1, УФА, 1976.

30. Рудой Б.П., Березин С.Р., Гришин Ю.А. О подогреве газа при адиабатическом наполнении сосуда. / Межвузовский научный сборник “Элементы теории рабочих процессов ДВС” № 1, УФА, 1976.

31. Рудой Б.П., Гришин Ю.А. Установка для генерирования уединенных волн конечной амплитуды. / Межвузовский научный сборник “Элементы теории рабочих процессов ДВС” № 1, УФА, 1976.

32. Рудой Б.П., Виноградов В.В. К вопросу о величине минимального давления за выпускным клапаном ДВС. - ИВУЗ: Машиностроение, № 8, 1976.

33. Рудой Б.П. Оптимальная схема газовоздушного тракта четырехтактного двигателя внутреннего сгорания. - ИВУЗ: Машиностроение, № 9, 1976.

34. Рудой Б.П., Куванин В.К. Система газораспределения для двигателей внутреннего сгорания. Авторское свидетельство № 544759, 1976.

35. Рудой Б.П., Вахитов Ю.Р., Глухов К.В., Шалангов К.С. Устройство газообмена для двигателей внутреннего сгорания. Авторское свидетельство № 584086, 1977.

36. Рудой Б.П., Гришин Ю.А., Круглов Н.Г. Газодинамические функции для расчета нестационарных течений газа. - ИВУЗ, Машиностроение” № 3, 1977.

37. Рудой Б.П., Березин С.Р. О взаимосвязи впускной и выпускной систем ДВС. / Межвузовский сборник “Вопросы теории и расчета рабочих процессов тепловых двигателей” № 1, УФА, 1977.

38. Рудой Б.П., Гришин Ю.А., Круглов Н.Г. Нестационарное течение газа в системе выпускной трубопровод комбинированного ДВС - осевая турбина. / В сборнике “Проблемы повышения мощности и надежности комбинированных двигателей“. - Машиностроение, 1978.

39. Рудой Б.П., Березин С.Р. Численное исследование процесса газообмена двухтактного двигателя с кривошипно-камерной продувкой. / Межвузовский сборник “Вопросы теории расчета рабочих процессов тепловых двигателей”, УФА, 1978.

40. Рудой Б.П., Березин С.Р. О направлении движения газа при нестационарном наполнении и опорожнении сосуда. / Межвузовский сборник “Вопросы теории и расчета рабочих процессов тепловых двигателей” УФА, 1978.

41. Рудой Б.П., Березин С.Р. Влияние конструктивных и термодинамических параметров выпускной системы на эффективность волновой очистки четырехтактного ДВС. / Межвузовский сборник “Вопросы теории и расчета рабочих процессов тепловых двигателей” вып.3, УФА,1979.

42. Рудой Б.П., Куванин В.К. Использование волновых процессов в газовоздушных трактах комбинированных ДВС для повышения их эффективности. / Тезисы доклада на Всесоюзной научно-технической конф. ”Проблемы создания и использования двигателей с высоким наддувом”, Харьков, июнь, 1979.

43. Рудой Б.П. Основы теории газообмена ДВС. - УФА: УАИ, 1979.

44. Рудой Б.П. Теория газообмена ДВС. УФА: УАИ, 1979. - 109 с.

45. Рудой Б.П., Шайхутдинов З.Г., Ахметзянов А.М, Бакиров Ф.Г. Методы и средства проведения научных исследований в области машиностроения. - УФА: УАИ, 1979. - 78 с.

46. Рудой Б.П., Березин С.Р. Расчет на ЭВМ показателей газообмена ДВС. - УФА: УАИ, 1979. - 102 с.

47. Рудой Б.П., Вахитов Ю.Р., Глухов К.В., Шалангов К.С. Устройство газообмена для двигателей внутреннего сгорания. Авторское свидетельство № 663864, 1979.

48. Рудой Б.П., Вахитов Ю.Р., Глухов К.В., Шалангов К.С. Устройство для наддува двигателя внутреннего сгорания. Авторское свидетельство № 883535, 1981.

49. Рудой Б.П., Вахитов Ю.Р., Глухов К.В., Шалангов К.С. Трубопровод с регулируемой эффективной длиной. Авторское свидетельство № 922298, 1981.

50. Рудой Б.П., Хамидуллин А.К. К вопросу конструкторских параметров ресиверов газовоздушного тракта ДВС. / Межвузовский научный сборник “Вопросы теории и расчетов рабочих процессов тепловых двигателей”, УФА, вып.5, 1981.

51. Рудой Б.П., Хамидуллин А.К. Математическая модель течения газов в эжекторных системах выпускного тракта ДВС. - Двигателестроение, № 10, 1982.

52. Рудой Б.П., Шайхутдинов З.Г., Ахметзянов А.М., Бакиров Ф.Г. Методы глушения шума выпуска ДВС. / Сб.трудов “Виброакустика автомобиля”, Куйбышев, 1982. - 78 с.

53. Рудой Б.П., Ахметов Э.Б., Рафиков О.С., Воловик М.Я. Двигатель внутреннего сгорания. Авторское свидетельство №1139870, 1983.

54. Рудой Б.П., Володин С.Ю., Рябых Б.И. Двухтактный двигатель внутреннего сгорания. Авторское свидетельство № 1137815, 1983.

55. Рудой Б.П., Хамидуллин А.К. Критериальная взаимосвязь параметров четырехтактного ДВС при динамическом наддуве. / Двигатели внутреннего сгорания вып.37, 1983.

56. Рудой Б.П., Хамидуллин А.К. К вопросу о выборе объема ресиверов в газовоздушном тракте ДВС. / Межвузовский научный сборник “Вопросы теории и расчетов рабочих процессов тепловых двигателей”, УФА, вып.8, 1984.

57. Рудой Б.П., Березин С.Р. Метод идентификации потерь на трение в одномерном нестационарном потоке газа. / “Обратные задачи и идентификация процессов теплообмена” (тезисы докладов Всесоюзного семинара, УФА, 1984.

58. Рудой Б.П. Повышение топливной экономичности двигателя УМПО. - УАИ, 1985. - 234 с.

59. Рудой Б.П. Газовая динамика ДВС (лабораторный практикум). - УФА: УАИ, 1985. - 61 с.

60. Рудой Б.П. Топливная экономичность ДВС. - УФА: УАИ, 1985. - 80 с.

61. Рудой Б.П., Никитин Р.В., Сабуров И.С., Рафиков О.С. Аппаратура впрыска топлива высокого и низкого давления (форсунки). УФА: УАИ, 1985. - 54 с.

62. Рудой Б.П. Организация учебного процесса при целевой интенсивной подготовке специалистов. / Тезисы докладов научно-практической конференции “Программно-целевые методы в управлении учебным процессом и научными исследованиями в вузе”, УФА, 1985.

63. Рудой Б.П., Хамидуллин А.К., Шарипов У.А., Мулюков И.Р., Воловик М.Я. Устройство для газоэжекционного наддува двигателя внутреннего сгорания. Авторское свидетельство №1193278, 1985

64. Рудой Б.П., Ахметов Э.Б., Рафиков О.С., Халиков Р.С., Жуковский Г.Э. Двигатель внутреннего сгорания (его варианты). Авторское свидетельство № 1216394, 1985.

65. Рудой Б.П., Хамидуллин А.К., Гаитов З.М., Воловик М.Я., Шарипов У.А. Двигатель внутреннего сгорания. Авторское свидетельство № 1216388, 1985.

66. Рудой Б.П., Хамидуллин А.К. Система впуска карбюраторного ДВС. Авторское свидетельство № 1209905, 1985.

67. Рудой Б.П., Рафиков О.С., Галиуллин Ф.Ф. Устройство подачи дополнительного воздуха в выхлопную систему двигателя внутреннего сгорания. Авторское свидетельство № 1218158, 1985.

68. Рудой Б.П., Хамидуллин А.К. Механизм эжекторного отсоса остаточных газов ДВС. / Межвузовский научный сборник “Вопросы теории и расчетов рабочих процессов тепловых двигателей”, УФА, вып. 9, 1985.

69. Рудой Б.П., Галиев Р.А., Даянов С.Б., Никитин Р.В., Рудая Н.В. Расчет характеристик двигателя внутреннего сгорания. - УФА: УАИ, 1986. - 110 с.

70. Рудой Б.П., Никитин Р.В. Учебный план как главный фактор интенсификации процесса обучения. / В сб. научных трудов “Проблемы совершенствования учебного процесса на базе комплексной программы целевой интенсивной подготовки специалистов”, Волгоград, Изд.ВПИ, 1986.

71. Рудой Б.П., Еникеев Р.Д. Исследование работы двухсекционной впускной системы на холодном ходу. / Межвузовский научный сборник “Вопросы теории и расчета рабочих процессов тепловых двигателей“, вып.10, Уфа, 1986.

72. Рудой Б.П., Хамидуллин А.К. Донное давление газов в выпускных трактах ДВС на расчетных и нерасчетных режимах нестационарного течения. - Л.: Машиностроение, “Двигателестроение” №12, 1986.

73. Рудой Б.П., Ахметов Э.Б., Рафиков О.С., Воловик М.Я. Двигатель внутреннего сгорания. Авторское свидетельство №1324372, 1987.

74. Рудой Б.П., Еникеев Р.Д., Борисов А.О., Рафиков О.С. Способ определения неравномерности состава топливной смеси многоцилиндрового карбюраторного двигателя внутреннего сгорания. Авторское свидетельство № 1341516, 1987.

75. Рудой Б.П., Шнайдман Я.Г., Борисов А.О., Шишкин Л.В. Система для отключения цилиндров двигателя внутреннего сгорания. Авторское свидетельство № 1312211, 1987.

76. Рудой Б.П., Хамидуллин А.К., Абдуллин Р.У., Вильданова Р.М., Воловик М.Я., Шарипов У.А. Способ использования энергии выпускных газов двигателя внутреннего сгорания и устройство для его осуществления. Авторское свидетельство № 1344924, 1987.

77. Рудой Б.П., Рябых Б.И., Володин С.Ю. Двигатель внутреннего сгорания. Авторское свидетельство № 1353033, 1987.

78. Рудой Б.П., Рафиков О.С., Шайбаков А.Г. Электродвигатель-компрессор. Авторское свидетельство № 1356138, 1987.

79. Рудой Б.П., Ахметов Э.Б., Рафиков О.С. Двигатель внутреннего сгорания. Авторское свидетельство №1340279, 1987.

80. Рудой Б.П., Еникеев Р.Д., Зайнуллин З.Х., Хакимов А.М. Впускная система двигателя внутреннего сгорания. Авторское свидетельство №1359449, 1987.

81. Рудой Б.П., Галиуллин Ф.Ф. Выпускная система двигателя внутреннего сгорания. Авторское свидетельство №1359450, 1987.

82. Рудой Б.П., Хамидуллин А.К., Нигматуллин Я.Ш., Сагадеев Д.А. Способ работы двигателя внутреннего сгорания и устройство для наддува двигателя внутреннего сгорания. Авторское свидетельство №1372078, 1987.

83. Рудой Б.П., Рябых Б.И., Володин С.Ю. Устройство для передвижения человека. Авторское свидетельство №137278, 1987.

84. Рудой Б.П., Хамидуллин А.К., Галиев М.С., Акмалов Ф.М., Вирфель В.Л., Шагивалеев Р.В. Способ работы силовой установки транспортного средства и силовая установка транспортного средства. Авторское свидетельство №1384808, 1987.

85. Рудой Б.П., Галиуллин В.К., Валиев Ш.З., Кушнеров Д.А. Выпускная система двигателя внутреннего сгорания. Авторское свидетельство № 1399490, 1988.

86. Рудой Б.П., Галиуллин В.К., Валиев Ш.З., Кушнеров Д.А. Двигатель внутреннего сгорания. Авторское свидетельство № 1430570, 1988.

87. Рудой Б.П., Еникеев Р.Д. Система питания для двигателя внутреннего сгорания. Авторское свидетельство № 1437552, 1988.

88. Рудой Б.П., Галиуллин Ф.Ф., Кондрашкин Л.С. Способ глушения шума выхлопа двигателя внутреннего сгорания и устройство для его осуществления. Авторское свидетельство № 1453059, 1988.

89. Рудой Б.П., Еникеев Р.Д. Устройство для питания карбюраторного двигателя внутреннего сгорания. Авторское свидетельство № 1464600, 1988.

90. Рудой Б.П., Ахметов Э.Б., Рафиков О.С. Двигатель внутреннего сгорания. Авторское свидетельство №1474302, 1988.

91. Рудой Б.П., Борисов А.О., Никитин Р.В. Функционально-целевая технология обучения. / Передовой опыт в рамках комплексной программы ЦИПС. Республиканская научно-методическая конференция. Тезисы докладов. Москва, завод-ВТУЗ, 1988.

92. Рудой Б.П., Никитин Р.В. Экспресс-оценка качества подготовки специалистов. / Передовой опыт в рамках комплексной программы ЦИПС. / Республиканская научно-методическая конференция. Тезисы докладов. Москва, завод-ВТВ, 1988.

93. Рудой Б.П., Борисов А.О., Никитин Р.В. Методические указания по организации функционально-целевой технологии подготовки специалистов на кафедре ДВС. - Уфа: УАИ, 1988. - 30 с.

94. Рудой Б.П., Мавлютов Р.Р. Результаты работ Уфимского авиационного института по программе “Авиационная технология”. / “Авиационная промышленность” № 2, 1988.

95. Рудой Б.П. Прикладная нестационарная гидрогазодинамика. - Уфа: УАИ, 1988. - 183 с.

96. Рудой Б.П., Борисов А.О., Борисов В.О. Разработка системы снижения детонационных требований автомобильного двигателя. / Всесоюзная научно-производственная конференция “Повышение эффективности сельскохозяйственной техники”, Тезисы доклада, Уфа, 1988.

97. Рудой Б.П., Еникеев Р.Д., Борисов А.О. Система топливоподачи для двигателя с газодинамическим наддувом. / Всесоюзная научно-производственная конференция “Повышение эффективности сельскохозяйственной техники”, Тезисы доклада, Уфа,1988.

98. Рудой Б.П., Борисов А.О., Никитин Р.В. Функционально-целевая технология подготовки специалистов (методические указания). - Уфа, УАИ, 1989. - 32 с.

99. Рудой Б.П., Бронштейн С.М., Гареев В.М., Гузаиров М.Б., Дурко Е.М., Кусимов С.Т., Мухачева Э.А., Никитин Р.В. Совершенствование подготовки специалистов в Уфимском авиационном институте на основе новых методов и форм обучения. / Материалы V Всесоюзной научно-методической конференции “Актуальные проблемы совершенствования подготовки специалистов авиационного профиля”. Сб. научных трудов. - М.: МАИ,1989.

100. Рудой Б.П., Борисов А.О., Никитин Р.В., Ваисов Н.М. Методические указания по дипломному проектированию для студентов специальности “Авиационные поршневые двигатели”(ЦИПС). - Уфа: УАИ,1989. - 18 с.

101. Рудой Б.П., Никитин Р.В., Борисов А.О., Еникеев Р.Д. Способ регулирования двигателя внутреннего сгорания и устройство для его осуществления. Авторское свидетельство №1482301, 1989.

102. Рудой Б.П., Рудой И.Б. Способ подачи топлива в двигатель внутреннего сгорания и устройство для его осуществления. Авторское свидетельство №1484025, 1989.

103. Рудой Б.П., Галиуллин В.К., Борисов А.О. Способ работы двигателя внутреннего сгорания и двигатель внутреннего сгорания. Авторское свидетельство №1485715, 1989.

104. Рудой Б.П., Галиуллин В.К., Зайнуллин Р.Х. Выпускная система двигателя внутреннего сгорания. Авторское свидетельство №1502863, 1989.

105. Рудой Б.П., Володин С.Ю., Рябых Б.И. Двухтактный свободно-поршневой одноцилиндровый двигатель внутреннего сгорания. Авторское свидетельство №1536921, 1989.

106. Рудой Б.П., Борисов А.О., Рудой И.Б., Еникеев Р.Д. Способ регулирования двигателя внутреннего сгорания и устройство для его осуществления. Авторское свидетельство №1588096, 1990.

107. Рудой Б.П., Вахитов Ю.Р. Взаимодействие сверхзвуковой недорасширенной струи с преградой, имеющей соосное со струей отверстие. / Известия сибирского отделения АН СССР, серия технических наук, вып.6, Новосибирск, “Наука”, Сибирское отделение.

108. Рудой Б.П., Борисов А.О., Борисов В.О. Использование соосного разворота для уменьшения габаритных размеров ГВТ ДВС. / Вопросы теории и расчета рабочих процессов тепловых двигателей. - Уфа, 1990.

109. Рудой Б.П., Еникеев Р.Д., Двухпоточная подача заряда в двигатель как метод сжигания бедных смесей (тезисы доклада на англ. яз.). Международная конференция по проблемам сгорания, Москва, СПб, 1993. 1 стр.

110. Рудой Б.П., Еникеев Р.Д., Никитин Р.В. О содержании конструкторских дисциплин в рамках базового высшего образования (тезисы доклада). Международная научно-методическая конференция "Проблемы качества высшего образования", Уфа, 1994. 1 стр.

111. Рудой Б.П., Еникеев Р.Д. Регулирование параметров потока на впуске для улучшения эффективных показателей ДВС (тезисы доклада). III всероссийский научный семинар "Совершенствование мощностных, экономических и экологических показателей ДВС", Владимир, 1994. 1 стр.

112. Рудой Б.П., Еникеев Р.Д., Никитин Р.В., Борисов А.О. Адаптация функционально-целевой технологии подготовки к многоуровневой системе образования (депонированный отчет о НИР). Аннотирован в сборнике рефератов НИР и ОКР № гос. рег. 01960003785, инв. № 02960003609, ВНТИЦ, Москва, 1996. 51 стр.

113. Рудой Б.П., Еникеев Р.Д., Борисов А.О., Гуняков Р.А., Вахитов Ю.Р. Принципы построения компьютерной информационно-измерительной системы исследований, испытаний и диагностики ДВС. Тезисы докладов 1 Всероссийской научно-технической конференции “Компьютерные технологии в науке, проектировании и производстве”. В 19 частях. Часть 2. – Нижний Новгород: Нижегородский государственный технический университет, 1999. 39 с.

114. Рудой Б.П., Вахитов Ю.Р., Еникеев Р.Д. Улучшение эффективных показателей и снижение шума выхлопа четырехтактного ДВС. Автомобильная промышленность. М., Машиностроение, № 9, 2002, стр. 16-19.

115. Рудой Б.П., Вахитов Ю.Р., Еникеев Р.Д. Моделирование рабочего процесса, газообмена и шума выхлопа четырехтактного ДВС. Межвуз. науч. сб. "Вопросы теории и расчета рабочих процессов тепловых двигателей", Уфа, 2002, вып. 19. 5 стр.

116. Рудой Б.П., Вахитов Ю.Р., Еникеев Р.Д. Исследование шума выхлопа ДВС при резком закрытии дроссельной заслонки. Межвуз. науч. сб. "Вопросы теории и расчета рабочих процессов тепловых двигателей", Уфа, 2002, вып. 19. 4 стр.

117. Rudoy, B.P., Vakhitov Y.R. and Enikeev R.D. Improving engine performance and noise level, using the ALBEA simulation technique. Proc. Instn Mech. Engrs, Part D: J. Automobile Engineering, 2004, 218 (D12), 1447–1453

118. Рудой Б.П., Вахитов Ю.Р., Еникеев Р.Д. Моделирование внутрицилиндровых процессов, газообмена, механических потерь и шума выхлопа ДВС. МГТУ. Международный симпозиум «Образование через науку». Материалы докладов секции «Двигатели внутреннего сгорания». Отдельный выпуск. Москва, 2005. стр. 19-20.

119. Рудой Б.П., Гуняков Р.А., Еникеев Р.Д. Принципы проектирования источников электрической энергии на базе ДВС. МГТУ. Международный симпозиум «Образование через науку». Материалы докладов секции «Двигатели внутреннего сгорания». Отдельный выпуск. Москва, 2005. стр. 51-53.

120. Рудой Б.П., Еникеев Р.Д. Двигатели внутреннего сгорания. Основные термины и русско-английские соответствия: Учебное пособие. – М.: Машиностроение, 2004. – 384 стр.

121. Рудой Б.П., Еникеев Р.Д., Борисов А.О., Галиуллин В.К. Авторское свидетельство № 1829519. 1992. ДСП. Впускная система двигателя внутреннего сгорания.

122. Рудой Б.П., Еникеев Р.Д., Рябухин С.А., Зарипов А.Г. Авторское свидетельство № 1815392. Бюллетень изобретений, 1993, № 18. Система питания двигателя внутреннего сгорания.

123. Рудой Б.П., Еникеев Р.Д., Каранинский В.И. Патент № 2034164. Бюллетень изобретений, 1995, № 12. Впускная система двигателя внутреннего сгорания.

124. Рудой Б.П., Еникеев Р.Д., Садыков Р.И., Борисов А.О. Патент № 2148178. Бюллетень изобретений, 2000, № 12. Способ питания двигателя внутреннего сгорания и устройство для его осуществления.

125. Рудой Б.П., Еникеев Р.Д., Садыков Р.И., Патент № 2156880. Бюллетень изобретений, 2000, № 27. Система питания двигателя внутреннего сгорания.

126. Рудой Б.П., Еникеев Р.Д, Нурмухаметов Р.М., Садыков Р.И. Патент № 2215894. Бюллетень изобретений, 2003, № 31. Способ подачи топлива в цилиндры двигателя внутреннего сгорания и устройство для его осуществления.

127. Рудой Б.П., Еникеев Р., Зинов Д.В. Патент № 2253025. Бюллетень изобретений, 2005, № 15. Способ работы двигателя внутреннего сгорания (варианты) и устройство для его осуществления.

128. Рудой Б.П., Еникеев Р.Д., Вахитов Ю.Р. Патент № 2255229. Бюллетень изобретений, 2005, № 18. Устройство для глушения шума выхлопа двигателя внутреннего сгорания.

129. Рудой Б.П., Еникеев Р.Д., Вахитов Ю.Р. Патент № 2258816. Бюллетень изобретений, 2005, № 23. Устройство для глушения шума выхлопа двигателя внутреннего сгорания.

130. Рудой Б. П., Черноусов А. А. Моделирование нестационарных течений в трубопроводах с местными сопротивлениями. // Совершенствование мощностных, экономических и экологических показателей ДВС: материалы VI Международного научно-практического семинара. - Владимир, Владим. гос. ун-т. 1997. – с. 249-251.

131. Рудой Б. П., Черноусов А. А. Разностные схемы повышенной точности для численного моделирования нестационарного течения газа в трубопроводах с местными сопротивлениями. // "Двигатель-97": материалы Международной научно-технической конференции. – М.: МГТУ. 1997. – с. 78.

132. Рудой Б. П., Черноусов А. А. Определение коэффициентов гидравлических потерь в вычислительном эксперименте. // Актуальные проблемы авиадвигателестроения. Межвузовский научный сборник. Уфа, УГАТУ, 1998. – с. 189-197.

133. Rudoy B. P., Chernousov А. А. Numerical computation of hydraulic losses in compressible flows. // Symp. on Actual Probl. of Aircraft Engines Construction. Ufa, Russia, April 12-13, 1999. – pp. 69-73. (Рудой Б. П., Черноусов А. А. Численное определение гидравлических потерь при течении сжимаемой жидкости. // Актуальные проблемы авиадвигателестроения: Сб. тр. межд. конференции (Россия-Китай). Уфа, 12-13 апреля 1999 г. – c. 69-73).

134. Рудой Б.П., Черноусов А.А. Численное моделирование трехмерного течения газов внутри цилиндра ДВС в период газообмена. // Тезисы доклада на VII Международном научно-практическом семинаре. Владимир, 1999.

135. Гидравлические потери при движении уединенных волн конечной амплитуды в энергетических установках: Отчет о НИР (заключительный) // Рудой Б. П., Черноусов А. А., Вахитов Ю. Р. – УГАТУ, Уфа, 2000. – 132 с.

136. Исследование теплофизических процессов в энергомашинах, разработка теории рабочих процессов в энергетичесих и энерготехнических установках с активными вспомогательными системами: Отчет о НИР (заключительный) // Бакиров Ф. Г., Рудой Б. П., Русак А. М., Гимранов Э. Г., Михайлов Э. Г., Черноусов А. А. и др. – УГАТУ, Уфа, 2002. – 216 с.

137. Рудой Б. П., Черноусов А. А. Опыт расчетов турбулентных течений газа с применением технологии моделирования крупных вихрей. // Вестник УГАТУ, 2002, т. 3. № 1. – c. 78-84.

138. Рудой Б. П., Черноусов А. А. Определение продувочных характеристик рабочих камер двигателей внутреннего сгорания вычислительным экспериментом. // Труды Международной научно-технической конференции, 23-25 апреля 2003 г., г. Челябинск – Челябинск: Изд.-во ЮУрГУ, 2003. – 263 c. – с. 133-140.

139. Научно-методическое и научное обеспечение подготовки кадров в Башкирском региональном центре высокопроизводительных вычислений: Отчет о НИР (заключительный) // Кусимов С. Т., Жернаков В. С., Газизов Р. К., Рудой Б. П., Хисамутдинов Р. А., Лукащук С. Ю., Михайленко К. И., Черноусов А. А. и др. – УГАТУ, Уфа, 2002. – 269 с.

140. Рудой Б.П., Черноусов А.А. Сравнение численных методов для моделирования пространственных турбулентных течений в рабочих камерах ДВС. // Межд. симп. "Образование через науку": материалы докладов секции "ДВС". Отдельный выпуск. - М.: МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2005 г. – с. 107-108.

141. Рудой Б.П. Концепция развития поршневых двигателей внутреннего сгорания // Вестник УГАТУ. 2004. Т.5, №1(9). - с. 3 – 9.